Современная наркология рассматривает алкогольную зависимость, как непрерывно прогрессирующее смертельное заболевание, имеющее биологические, психологические, социальные и душевные корни. Это означает, что повреждается или разрушается не только биологическое здоровье, но и психологическое, разум, а также социальные связи, рвутся отношения как внутри семьи, так и в обществе. Развивается тяжелое заболевание, ведущее непосредственно к смерти. Известно, что при алкоголизме срок жизни укорачивается в среднем на 17-25 лет.
Это проявляется в трудности отказа от начала потребления, сложности отказа от уже начатого приема и невозможности контроля за количеством принимаемого алкоголя. Кроме того, происходит формирование похмельного синдрома, употребление алкоголя, чтобы облегчить или устранить абстинентный синдром; рост толерантности (переносимости) к алкоголю (увеличение дозы алкоголя для достижения того же эффекта, что и раньше); сужение круга лиц, с которыми потребляется алкоголь (потребление со случайными людьми; в одиночку; с лицами, злоупотребляющими алкоголем); прогрессирующее пренебрежение к другим интересам и действиям, реализация которых доставляла удовольствие, в пользу употребления алкоголя (сужение круга интересов, концентрация их на алкоголизации); настойчивость в стремлении продолжать употреблять алкоголь, несмотря на явные признаки отрицательных психологических и физических последствий.
Диагноз алкогольной зависимости можно поставить уже при наличии 3-х признаков из вышеперечисленных. И в настоящее время проблема алкоголизма в Российской Федерации стоит очень остро: наблюдается рост больных с наиболее тяжелыми проявлениями, течение алкоголизма нередко осложняется тяжелыми соматическими заболеваниями, прогрессирует подростковый алкоголизм, отсутствует профилактическая, просветительская антиалкогольная работа с населением, прогрессирует навязчивая алкогольная реклама, сокращается существующая система наркологической службы, отсутствуют эффективные противоалкогольные методики лечения, способные сформировать качественную ремиссию и предотвратить ранние рецидивы, полностью отсутствует программа социально-психологической реабилитации населения. Это приводит к нарастанию социальных проблем в обществе, распаду семьи, как фундаментальной основы социума, и, в конечном счете, к вырождению нации.
В настоящее время лечение и реабилитация алкоголизма должны быть многообразными по своей направленности и включать в себя длительную программу психотерапевтической реабилитации, направленную на изменение алкогольных установок личности, в конечном итоге, на реконструкцию личности.
Во многом неэффективность проводимых лечебных мероприятий связана именно с отсутствием системы реабилитации личности. Многие концепции, на которых основывается лечение алкоголизма в нашей стране, оказываются несостоятельными, так как в социуме происходят изменения, за которыми трудно угнаться любой из уже созданных теорий. Это необходимо учитывать при проведении лечебно-профилактической работы. В современных условиях развития общества на первый план выходит исправление негативно-патологических и создание новых позитивных стратегий психологических отношений с близким окружением и социумом. В связи с этим, мы используем комплексный подход в психотерапии и реабилитации алкоголизма.
Актуальным решением этой проблемы является применение психотерапевтической программы, использующей принципы междисциплинарной совокупности психотерапевтических методик, конечной целью которых является преобразование патологических алкогольных паттернов поведения, как на психобиологическом, так и на психологическом и социально-психологическом уровнях функционирования больного алкоголизмом, в социально приемлемые стратегии реагирования.
Многоуровневая психотерапевтическая проработка патологических процессов, лежащих в основе формирования алкогольной субличности, дает некоторую уверенность в том, что после проведения реконструкции личности, возобновления прежних патологических алкогольных паттернов зависимости не произойдет. Без качественной программы психологической реабилитации, без психологической коррекции алкогольной субличности, применение одних только лечебных мероприятий будет недостаточно эффективно.
Изучив опыт предшествующих схем, предлагаю свою уникальную схему психотерапии, опирающуюся на современные понятия о развитии алкогольной зависимости и использующую самые передовые технологии. В основе терапевтического воздействия лежит комплексное использование арт-терапевтических методик в совокупности с эффективными методиками психотерапии.
Преимущества использования такого метода в том, что он позволяет изменить алкогольные установки личности. При этом изменение этих установок проводится непосредственно самим пациентом, но под контролем врача, либо психолога, что позволяет самому пациенту осознать и преодолеть патологические паттерны алкогольного поведения и существенно улучшает качество ремиссии.
Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины – психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются не только в изобразительную деятельность, но и самостоятельно развивают то, что именуется развитием целостности личности и достижением подлинной индивидуальности. Общая тенденция, характерная для всего многообразия арт-терапевтических техник – психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе занятий творчеством с целью их лечения и реабилитации.
Я рассматриваю арт-терапию, как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте творческой деятельности клиента и психотерапевтических отношений, используемых с целью лечения и реабилитации лиц с различными психологическими расстройствами. Один из основателей психоанализа, Карл Юнг, говорил, что часто бывает необходимо прояснить неясные переживания, придавая им видимую форму. Этот принцип и лежит в основе арт-терапии.
Лечебно-коррекционные эффекты арт-терапии могут проявляться благодаря изобразительной деятельности, даже при отсутствии последующей вербализации переживаний, что связано с действием целого ряда терапевтических факторов и механизмов (релаксация, катарсис, развитие навыков самоорганизации и принятия решений). Эта особенность арт-терапии позволяет легко преодолеть сопротивление пациента и повысить мотивацию на лечение, а также является мощным психологическим ресурсом, обеспечивающим фундамент дальнейшей реконструкции личности.
Арт-терапия в отличие от других психотерапевтических течений обладает рядом специфических особенностей. А именно – метафоричность, триадичность и ресурсность, что как нельзя лучше подходит для лечения алкоголизма.
Именно метафоричность – то есть способность перенести любой смысл с одного предмета на другой – дает пациенту (аддикту) абсолютную внутреннюю свободу по отношению к своей алкогольной части личности, что само по себе уже способствует освобождению от алкогольной зависимости. Вся человеческая психика метафорична. Наше восприятие основано на образах окружающего мира, которые есть только его метафоры. Рисунок в арт-терапевтическом процессе является неким материальным полем для морфологического взаимодействия, являясь материальным отражением внутреннего психологического пространства аддикта, и по принципу обратной связи изменения в рисунке приводят к изменениям этого самого пространства.
Известно, что арт-терапевтическое воздействие является ресурсным само по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности, что является абсолютным ресурсом на «все случаи жизни», так как процесс жизни для индивида есть нахождение новых творческих подходов ко всему, с чем он сталкивается. Поэтому на основании вышесказанного можно сделать вывод, что использование в лечении алкогольной зависимости арт-терапевтических методик способно достичь следующих целей: более полная реализация внутренних сил и возможностей аддикта; интеграция личности и более глубокое понимание жизни и себя; создание внутренней гармонии и самопринятия; создание внешней гармонии личности с обществом.
При этом следует отметить, что работа с использованием арт-терапевтических техник идет в основном без выведения на уровень осознания. Практически во всех вариантах арт-техник рисунок существует как вспомогательное средство для осознания вытесненного материала, как подспорье для психотерапевта, что позволяет безболезненно и сохраняя экологию аддикта, в течение одной сессии регулировать глубину проникновения в бессознательное пациента. Поскольку арт-терапия – это изменение символического уровня пациента, а именно, восстановление искаженной символизации объективной реальности в субъективизируемую реальность действительности.
Следовательно, на символическом уровне возможно воссоздание новой символической системы, т.е. создание новой, более социально-приемлемой модели мира пациента.
Предлагаемая авторская методика представляет собой современный комплекс терапевтических методик лечения алкогольной зависимости, включающий в себя арт-терапевтическое воздействие, а также использование нейролингвистического программирования (НЛП) и эриксонианского гипноза. Арт-терапия проводит структурную перестройку и реинтеграцию базовых потребностей личности в социально приемлемую модель целостности человеческого существования. НЛП проводит личностную трансформацию пациента и меняет отношение пациента к болезни. Эриксонианский гипноз в лечении алкогольной зависимости позволяет получить терапевтический доступ к бессознательному и на уровне бессознательного создать мотивацию на трезвость, сформировать бессознательную готовность к достижению результата и создать доминантную часть личности, отвечающую за трезвое поведение. Одновременное применение НЛП, эриксонианского гипноза и арт-терапии позволяет успешно преодолеть алкогольную анозогнозию, создать установку на лечение и трезвость, купировать первично-патологическое влечение к алкоголю и сформировать безразличие к виду и запаху алкоголя, а также воссоздать новые стратегии поведения, связанные с необходимостью воздержания от алкоголя.
Арт-терапия, обладая такими особенностями, как формирование новых стабильных функциональных селективных каналов информационной связи, способна сформировать безразличие к алкоголю, поскольку в коре головного мозга и в подкорковых образованиях головного мозга образуются селективные каналы связи между различными подкорковыми структурами мозга, основу которых составляют матрицы долговременно памяти. Это позволяет в короткие сроки сформировать структурные функциональные системы безразличия к алкоголю. При этом НЛП и эриксонианский гипноз усиливают действие арт-терапии, что позволяет пациенту самостоятельно осознать и проработать свои глубинно-подсознательные причины развития зависимости и сформировать отрицательный условный рефлекс на алкоголь.
В течение года по данной методике было пролечено 36 человек с диагнозом «употребление алкоголя с вредными последствиями», из которых 24 мужчины и 12 женщин. Курс лечения состоял из трех процедур, промежуток между которыми – семь дней, поддерживающие сеансы проводились через 6, 9, 12 месяцев.
После первой процедуры было отмечено улучшение самочувствия у 32 пациентов: появился аппетит, наладился сон, нормализовалось настроение. Обсессивное первично-патологическое влечение к алкоголю исчезло у 28 больных. После второй процедуры 32 пациента отмечали изменение отношения к виду и запаху алкоголя в виде безразличия и равнодушия. После третьей процедуры 34 наблюдаемых отмечали при виде алкогольной продукции и в присутствии пьющих появление безразличия или отвращения к виду и запаху алкоголя. Все прошедшие курс лечения отмечали улучшение физического самочувствия: улучшение сна, аппетита, настроения, повышение работоспособности. При этом у 14 пациентов сохранялись жалобы на раздражительность.
Через три месяца на поддерживающий сеанс пришли 28 человек, из которых 4 человека вернулись к употреблению алкоголя, 9 отмечали периодически возникающее влечение к алкоголю, преимущественно влечение возникало на голодный желудок и проходило после приема пищи. У 5 отмечалось периодически возникающее раздражение, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение сна. Остальные отмечали стойкое безразличие и равнодушие к виду и запаху алкоголя.
Через 6 месяцев обратились 24 человека. Из них к употреблению алкоголя вернулось 11 человек, 4 отмечали периодически возникающее влечение к алкоголю, возникающее на голодный желудок и при ссорах.
Через 9 месяцев обратились 24 человека. Все они сохраняли трезвый образ жизни и отмечали наличие безразличия к виду и запаху алкоголя.
Через год на консультацию обратился 21 человек. Все обратившиеся сохраняли трезвый образ жизни и отмечали улучшение физического здоровья и психологического климата в семье.
(с) Р.Р. Саберов. Современная психология в экономике, политике и социальной сфере - 2008